17 мая 2013 г.

Основы композиции в дизайне.

Здравствуйте, Уважаемые читатели.

Специально для блога Скрапоголики я подготовила статью об основах композиции в дизайне. И, естественно, дублирую ее для вас)))
Так как специализированной литературы по скрапбукингу в России почти нет, я изучила большое количество разных источников и нашла несколько, наиболее подходящих для нашего направления, статей по композиции (источник). Немного отредактировала информацию, убрала все лишнее, объединила в один пост и девочки из нашей дизайн-команды помогли мне дополнить ее своими примерами, за что им большое спасибо)))
Надеюсь, что эта информация будет полезна многим!

Что такое композиция?

В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.

Геометрический и композиционный центр.

Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции. Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно.



(совпадение геометрического и композиционного центров)

Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения.

Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать.
Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.

Композиционный центр может быть выделен:
- контрастом света и тени
- контрастом цвета
- размером
- формой


(Контраст цвета)

Основные понятия и правила композиции.

Диагональные линии в композиции:


График на рисунке слева означает рост. График на рисунке справа означает падение. Так уж сложилось. И, соответственно, в композиции диагональная линия, проведенная от левого нижнего угла к правому верхнему воспринимается лучше, чем линия, проведенная от левого верхнего угла к правому нижнему.

(диагональ)
(диагональ)

Замкнутая и открытая композиция:

В замкнутой композиции основные направления линий стремятся к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного.
Элементы в ней не стремятся за рамки плоскости, а как бы замыкаются в центре композиции. А взгляд с любой точки композиции стремиться к этому центру. Для ее достижения можно использовать компактное расположение элементов в центре композиции, обрамление. Расположение элементов таким образом, чтобы все они указывали на центр композиции.

Открытая композиция, в которой направления линий исходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения.


(замкнутая)
(замкнутая)
(открытая)
(открытая) 

Правило золотого сечения:

Гармония - это слаженность. Единое целое, в котором все элементы дополняют друг друга. Некий единый механизм.
Нет ничего более гармоничного, чем сама природа. Поэтому и понимание гармонии приходит к нам от нее. А в природе огромное количество зрительных образов подчиняется двум правилам: симметрии и правилу золотого сечения.

Что такое симметрия понятно. А что такое золотое сечение?

Золотое сечение можно получить, если разделить отрезок на две неравные части таким образом, чтобы отношение всего отрезка к большей части равнялось отношению большей части отрезка к меньшей. Это выглядит так:


Части этого отрезка примерно равны 5/8 и 3/8 от всего отрезка. То есть, по правилу золотого сечения зрительные центры в изображении будут располагаться так:


Правило трех третей:


В этом рисунке не соблюдено правило золотого сечения, но создается ощущение гармонии. Если разделить плоскость, на которой находятся наши геометрические фигуры на девять равных частей, мы увидим, что элементы расположены на точках пересечения разделяющих линий, а горизонтальная полоса совпадает с нижней разделительной линией. В этом случае действует правило трех третей. Это упрощенный вариант правила золотого сечения.


(правило трех третей)
(правило трех третей)
(правило золотого сечения)
(правило трех третей)

Динамика и статика в изображении, движение, ритм.

Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.


Изображение слева выглядит статичным. На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.

Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии.

(динамика)
(динамика)
(статика)
(статика)

Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.


Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.

(птичка летит)
(девочка идет)

Ритм - один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением.

Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.





Симметрия и асимметрия в композиции, достижение равновесия.

Симметрия:

В природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается нами и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.


Симметрия - это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный.

(симметрия)
(симметрия)
(симметрия)

Асимметрия, достижение равновесия:

Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы.


В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.

(симметрия)
(симметрия) 

Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он по-просту перевесит меньший.


Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится:


Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру:


Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

(асимметрия)
(асимметрия)
(асимметрия)

Заключение.

Правила композиции не являются обязательными для соблюдения. Даже наоборот. Некоторые правила противоречат один другому. Однако, прежде чем нарушать какое-либо правило, его надо знать и уметь им пользоваться. Помните, если Вы нарушаете правила, Вы должны четко осознавать, ДЛЯ ЧЕГО Вы это делаете.

Источник информации.

52 комментария:

  1. Танюш Большое спасибо за такую статью, я даже незнала, что существуют такие правила. Думала что работы выполняются по велению сердца.Очень поучительно, обязательно применю на деле!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, существуют))) Композиция - это отдельная наука)))

      Удалить
    2. Танечка а где можно подробно почитать, я самоучка(скрапбукинг) и мне хотелось бы подробней об этом узнать.

      Удалить
  2. Таня, спасибо, за такую поучительную статью!

    ОтветитьУдалить
  3. Статья очень полезная! Спасибо за работу)) Очень интересно было читать и много в голове на свои места встало!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И вам спасибо за внимание и комментарий)))

      Удалить
  4. Замечательная статья! Очень кратко, понятно, с примерами, схемами - это кладезь информации!!!
    А примеры девчонок (готовые работы) - превосходный источник вдохновения!!!

    СПАСИБО!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И вас спасибо за теплые слова)))

      Удалить
  5. какая большая работа, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  6. Танюша спасибо за статью! Добавлю ее себе в закладки, она мне обязательно еще пригодится )

    ОтветитьУдалить
  7. Вот так вот, в одном месте столько полезной, интересной, нужной информации) А еще понятно и четко)
    Спасибо большое!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Буду рада, если окажется полезной!

      Удалить
  8. Таня, молодец! Мне все это знакомо, и я даже (уже какой год) собиралась что-то подобное написать, но так лаконично, четко и с замечательными схемами и примерами вряд ли бы смогла! Спасибо за ликбез в нашем скрап-обществе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да у меня тоже давно была мысль, просто , как всегда, не хватает на вес времени...)))

      Удалить
  9. Таня, хорошая статья! только про нисходящую диагональ я не согласна. ты в конце правильно резюмировала, что важно знать, уметь и пользоваться правилами. как раз работа, которую ты продемонстрировала после описания диагонали, выполнена с учетом нисходящей диагонали (верхний левый -> нижний правый угол). но насколько она сбаллансирована и абсолютно не воспринимается как падение. в ней читается эта диагональ уже на фото (руки девочки), затем она дополнена другими элементами. если в открытках композиционным центром может быть что угодно, то в страничках это всегда фотография и она задает направление и композицию всей работе :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Викуль, я с тобой согласна))) Как я и сказала в начале, специализированной литературы относительно скрапбукинга у нас почти нет, и я просто искала статьи и литературу по композиции, максимально подошедшую бы под наши нужды. Я когда училась на втором высшем у нас композиция была отдельным предметом, и там как раз тоже многое бы подошло к скрапу, но у меня не сохранилось учебников и лекций... А в общем и целом, это все относительно. Я вот все свои работы делаю по наитию...)))

      Удалить
    2. Танюш, это дополнение было лишь к тому, чтобы те, кто читают про композицию впервые, не стали бы избегать одного такого приема, а старались анализировать свою работу, это с опытом можно "по наитию" :) статья твоя очень полезная!

      Удалить
    3. Про "анализировать" полностью с тобой согласна)))

      Удалить
  10. Ответы
    1. На здоровье) Буду рада, если пригодится)))

      Удалить
  11. Спасибо за интересную статью, а работы какие шикарные!!

    ОтветитьУдалить
  12. Танюш,вот это работа проделана! Молодец!

    ОтветитьУдалить
  13. Большое спасибо за столь интересную , подробную и понятную статью!

    ОтветитьУдалить
  14. Очень интересная и содержательная статья! Спасибо, Татьяна

    ОтветитьУдалить
  15. Таня, огромное спасибо!!!!

    ОтветитьУдалить
  16. Спасибо за статью, великолепные примеры открыток! И особенно за схематические рисунки, мне с ними намного понятнее и зрительной памяти легче))

    ОтветитьУдалить
  17. Это всё - универсальные правила в любом дизайне! Спасибо, Таня, что собрала всё компактно и ёмко!

    ОтветитьУдалить
  18. ого! большая работа! спасибо! хоть и действую интуитивно в этом плане, но почитать очень полезно! дякую!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оль, а я, кстати, тоже больше интуитивно действую)))

      Удалить
  19. супер! давно искала такую статью:)

    ОтветитьУдалить
  20. ВаУ!!!! Просто спасисбо ОГРОМНЕЙШЕЕ!!!! :)

    ОтветитьУдалить
  21. Огромное спасибо! Очень полезная статья!

    ОтветитьУдалить
  22. ВОТ ЭТО ДА!!! Спасибо большое за эту стать и отдельное спасибо, за ту работу, которую ты проделала!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  23. Таня, спасибо за статью. Много читала об этом, но здесь все доступно, понятно, а главное - наглядно! Сохраняю в свою копилку полезностей!

    ОтветитьУдалить
  24. Спасибо, очень интерестно, надо бы как-то на досуге посидеть, почитать, разобраться более подробно:) СПАСИБОЩЕ!!!!:)))

    ОтветитьУдалить
  25. Отличная статья! Таня, спасибо! Очень важные и нужные правила вовремя озвучены и дополнены примерами! Было очень познавательно!

    ОтветитьУдалить
  26. Очень полезная статья!!Большое спасибо!!!В закладочки!)

    ОтветитьУдалить
  27. Очень благодарна за полезную и содержательную информацию!! Все по существу и очень понятно, прямо-таки ликбез для для меня!!!))))))

    ОтветитьУдалить
  28. Большое спасибо! Очент полезная информация!

    ОтветитьУдалить
  29. Очень полезная информация! Спасибо большое!!!

    ОтветитьУдалить
  30. Девочки, СПАСИБО вам огромное за теплые отзывы и интерес к моей работе и творчеству в целом)))

    ОтветитьУдалить
  31. Спасиииибо за такой труд и знания!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  32. Мне как новичку очччень полезна эта статья, спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
  33. Татьяна, очень полезная статья и для меня. Хотя, она, вероятно полезна всем, кто создаёт некие композиции:) Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  34. Большое спасибо, ценная и полезная информация, беру себе в закладки, обязательно буду пользоваться!!!

    ОтветитьУдалить
  35. Супер статья. .Спасибо Танюша!!!!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
При использовании материалов и фотографий из этого блога, активная ссылка обязательна!